ГеографияПутеводительМаршруты
Календарь событийРазмещениеНовости
ТуроператорыГидыКонтакты

Путешествие по Большому Караману

1 марта 2019
Путешествие по Большому Караману
Здесь каждый шаг – новая страница истории. Тут сплелись вместе легенды и реальные факты. Богатейшее разнообразие народов, которые побывали в этом месте в период освоения заволжских степей невероятно. Чтобы рассказать об этом удивительном маршруте, Комитет по туризму Саратовской области совместно с руководителем проекта «Путешествие по Большому Караману. Перекрестки истории» Мариной Верховой при поддержке администрации Советского МР, организовали пресс-тур в Советский район для представителей средств массовой информации.
- У нас есть большой проект – этнокультурный фестиваль «Большой Караман», - рассказала Марина Верховая. – В его рамках мы разработали еще один проект - «Путешествие по Большому Караману». Это более подробное изучение сел района, их обрядов и традиций. Наш район загадочный, интересный, работы у нас в этом плане непочатый край. Мы тщательно проработали материал с саратовскими учеными и выяснили, что жили здесь не только поволжские немцы, но и авары, гунны, сарматы, скифы и даже удмурты.
В селе Золотая степь, которое раньше называлось «Нахой», что в переводе с немецкого значит «за сеном», в местном ДК для гостей показали старинный удмуртский обряд проводов в армию – армие келян. После введение Петром Первым воинской повинности, уйти в армию означало провести там не один десяток лет, поэтому отправляли на службу как в последний раз. Конечно, пелись грустные песни, организовывалось богатое застолье. Новобранца провожали всей деревней. Появилась у удмуртов традиция – родители, друзья и близкие надевали на рекрута чистое полотенце как символ бесконечной дороги. И чем больше их было, тем больше уважения выказывалось будущему солдату. В один из моментов новобранец просит молоток, монету и специальную ленту, которую он через монету вбивает в стену дома. Молоток молодой человек бросал за спину и если тот ударялся вертикально, то это был хороший знак, если падал плашмя – плохой.
По словам участников пресс-тура, выступление, организованное для них участницами ансамбля «Тюрагай», что означает «Жаворонок», было ничем не хуже знаменитых бурановских бабушек. А приготовленные традиционные удмуртские блюда дополнили праздничную картину – перепечье, шанежки, кок-рок и даже традиционный напиток на меду и лекарственных травах, который как сказали, как квас, но «догонит на седьмом километре» и кто за рулем, шутя, пить не советовали.
В селе Советском – бывшем Мариентале - участники пресс-тура посетили старейшую сельскую библиотеку, которой исполнилось 128 лет. Хранящиеся здесь книги 19 века для пользования сейчас выдают только в крайних случаях. В фондах хранится множество изданий, связанных как с самим Мариенталем, так и с историей Поволжских немцев в принципе. Манриенталь (долина Марии – нем.) стал одним из крупнейших колоний немецких переселенцев. Его история драматична как ни одна другая. Первым переселенцам пришлось пережить разоряющие и кровопролитные набеги киргиз-кайсаков. Приехав сюда за лучшей долей, многие оказались в рабстве, а кто-то просто погиб. Но есть здесь и свои красивые легенды. Одна из них рассказывает удивительную историю молодых людей – Михеля и Ами. Им было по 12, когда в 1776 году в очередной крупный набег киргиз-кайсаков Михель попал в плен. Красавица Ами ждала его долгие годы, но время шло, от Михеля не было ни одной весточки, и отец Ами судья Ортман уговорил девушку выйти замуж за другого. Ами согласилась, но попросила время, чтобы зайти в дом, где детьми они с Михелем проводили время и попрощаться с возлюбленным. А в это время за сотни километров в степи шла свадьба – замуж выходила дочь вождя. Только один человек не принимал участие в торжестве. Михель сидел и смотрел вдаль. Новобрачная Солей подошла к нему, юноша ей нравился, но законы племени не позволяли даже подумать о чем-то большем. Узнав, что Михзель тоскует по своей невесте, она в честь праздника дала ему двух лошадей и отпустила. Ами вошла в дом Михеля, села на скамейку и задумалась.
И тут, на дворе она услышала топот копыт. Выбежав, Ами увидела своего суженного. Жили они долго и счастливо, а Михель на всю жизнь получил прозвище – «киргиз». Так киргиз Михель и красавица Ами остались в истории. До сих пор на главной улице Мариенталя остался дом того самого судьи Ортмана.
И конечно же, одним из самых ярких впечатлений о поездке стало посещение кирхи в Мариентале. Полуразрушенное здание производит колоссальное впечатление своим величественным видом.
Чуть дальше возвышаются рукотворные «киргизские горы», которые немцы насыпали, чтобы защититься от набегов разбойников.
Впечатлений от поездки море. Это место словно магнитом притягивает к себе потомков немцев, которые жили здесь раньше. 28 сентября, на фестиваль «Большой Караман» сюда приедут гости из разных стран мира. В том числе и из Аргентины. Кроме того, в работе есть еще два маршрута – «Дорогами Луиса» и «Хайсоль».
- В том числе, в него вошли села, в которых никто уже не живет, - рассказала Марина Верховая. - Говорят, там можно даже встретиться с потусторонними силами. Но это, конечно, научно мы подтвердить не можем, но истории обязательно расскажем.