ГеографияПутеводительМаршруты
Календарь событийРазмещениеНовости
ТуроператорыГидыКонтакты

«Бренды Саратова: Саратовская гармоника»

19 февраля 2019
Особую популярность она приобрела, в том числе, в связи с творчеством выдающейся народной певицы Лидии Руслановой. Гармонь стала символом народной культуры Поволжья. Даже во время Великой Отечественной войны, чтобы сохранить производство, мастеров по производству саратовских гармоник освобождали от призыва на фронт, настолько инструменты были востребованы в армии. Лидия Русланова регулярно выступала на фронтовых концертах под сопровождение саратовской гармони, исполняя знаменитые саратовские частушки.
Заслуженный артист РФ, основатель саратовской баянной школы Иван Паницкий бесконечно трепетно относился к этому инструменту. На протяжении всей жизни он обращался к ней, пропагандировал, играл и писал для нее пьесы.
Гармонь стала стала доминирующим народным инструментом во всем регионе в других национальных культурах – казанских и астраханских татар, калмыков, ногайцев-карагашей. Населяющие Поволжье, в течение ста лет, они прочно внедрили ее в свою традиционную культуру, стали использовать в обрядах, ритуалах, концертной практике, репрезентируя как свой национальный инструмент.
Семантика звука саратовской гармоники, представляя по сути сочетание инструментов двух типов – собственно гармонь и колокольчик, уникальна для игры на открытых просторах Поволжского региона, о чем в 1925 году писал академик Б. Асафьев по впечатлениям от путешествия по Волге, отметив это явление народной инструментальной культуры как «отрадное», сравнив музыкальный язык «впору Стравинскому» (цитата).
В период расцвета производства и традиции музицирования саратовская гармоника стала знаковым подарком для всех почетных гостей города, международных делегаций, являясь музыкальным народным символом региона.
- Любая народная культура нуждается в инструменте с ритмоорганизующей функцией, что в полной мере реализуется в особом конструктивном виде – саратовской гармонике, - говорит саратовский промышленный производитель Саратовской гармоники Сергей Липатов. - Это позволило ей феноменально реализовать себя в различных этнокультурах Поволжья, став инструментом межэтнической коммуникации.