ГеографияПутеводительМаршруты
Календарь событийРазмещениеНовости
ТуроператорыГидыКонтакты

Железнодорожный мост через реку Медведицу

Мост заготовлен для железной дороги по ветке Балашов – Ртищево, выполнен в металлоконструкциях в виде системы форм с параллельными полами, образуя пространственную структуру, которая обеспечивает жёсткость конструкций моста. Узловое соединение металлоконструкций клёпочное, опоры моста шарнирные.
Это монументальное сооружение, расположенное в центре Петровска, имеет три названия – Железный, Зеленый и Пролетарский. И если с первым именем все понятно – конструкция металлическая, то откуда взялись два других, уже никто не помнит. А вот история появления этого моста в районном центре до сих пор живет в народе как одна из главных городских легенд.

В конце XIX века на этом месте был деревянный мост. Служил он жителям верой и правдой много лет, но постепенно пришел в негодность. И однажды случилось несчастье: гнали по мосту большое стадо коров – сооружение не выдержало нагрузки и рухнуло. Сообщение между двумя частями города, расположенными на разных берегах реки, было прервано. Стали городские власти думать, как решить проблему. Денег в казне на непредвиденные расходы не оказалось. Постановили скинуться на мост всем миром. Собрали с каждого жителя по полкопейки, однако этого оказалось недостаточно для строительства нового перехода. Но тут «попутный ветер» занес в Петровск нежданных гостей.

Город стоял на почтовом тракте, который соединял Москву и Царицын (ныне Волгоград). Здесь была станция, трактир и постоялый двор при ней. В ту пору остановилась в Петровске экспедиция, которая везла железный мост с Парижской выставки в Пензу. Узнав об этом, местные купцы пошли к перевозчикам с предложением: «А давайте мы у вас мост купим!» Те ни в какую: «Нас в Пензе ждут!»

Долго петровчане просили заезжих предпринимателей, но успехом переговоры не увенчались. Между тем дело клонилось к вечеру, путники устали, и местные купцы предложили им приятно отдохнуть в номерах Соршева (местном доме терпимости). Те охотно согласились. Горячительные напитки и любезные девушки так ослабили бдительность гостей, что они согласились сыграть партию в карты. Удача в ту ночь была на стороне местных. Вскоре приезжие проиграли все наличные и в азарте сделали самую большую ставку – мост! И вновь фортуна улыбнулась петровчанам.

Карточный долг для бизнесменов – дело чести. Пришлось предпринимателям оставить половину моста на берегах Медведицы. А вторая часть поехала в Пензу и была установлена на реке Сура.

Сегодня мост в Петровске - это памятник архитектуры. Сейчас мост используется как пешеходный. Автомобилисты пользуются вторым переходом, который был построен значительно позже. Правда, директор местного краеведческого музея Татьяна Коновалова говорит, что она о такой версии событий не слышала. Согласно архивным документам, мост действительно, появился в Петровске в конце XIX века и составляет половину сооружения, которое везли в Пензу, вот только карточные игры здесь ни при чем. Был простой коммерческий расчет – местные купцы предложили перевозчикам большую сумму, чем пензяки.
Год постройки: 1901
Фотографии: Портал "Инженер-дромоман"